загрузка...

 

загрузка...
Основы телевидения     |     Трехлучевой хромотрон

Кинескопы для цветного телевидения

Масочный кинескоп получил наибольшее распространение в цветном телевидении. Он объединяет в одном баллоне по существу три монохромные электроннолучевые трубки: каждый из трех прожекторов, имеющихся в трубке (назовем их условно красным, зеленым и синим), рисует на общем экране изображение своего цвета. В масочном кинескопе используется пространственное смешение цветов (п. 1.3) трех люминофоров, нанесенных на экран в виде отдельных точек, образующих триады RGB (рис. 12.10). Каждая триада — это один элемент разложения изображения. Таким образом, экран представляет мозаику примерно из 1 500 000 точек. Избирательное возбуждение люминофоров своими лучами осуществляется за счет параллакса. Вблизи экрана 6 (рис. 12.11) на пути электронов устанавливается маска 5 с отверстиями (отсюда и название кинескопа). Число отверстий соответствует числу триад, т. е. реальному числу элементов разложения. Электронные лучи 7 от трех прожекторов 1, проходя через одно отверстие маски, неизбежно попадают на экран в трех разных точках. Задача состоит в том, чтобы в этих точках они попали на свои люминофоры, а не на чужие. Этого нельзя добиться только за счет точности изготовления кинескопа. Приходится применять серию регулировочных магнитов и катушек. Из внешних устройств, отсутствующих в монохромном кинескопе, здесь имеются: устройство сведения (статического и динамического) лучей 4, магнит бокового смещения синего луча 2, магниты чистоты цвета 3.

Статическое сведение (рис. 12.12) осуществляется тремя постоянными магнитами 1 с внешними полюсными на конечниками 3, укрепленными на горло вине трубки против внутренних полюсных наконечников 4. При вращении магнитов можно регулировать интенсивность и на правление магнитного поля между внутренними полюсными наконечниками и тем самым смещать независимо друг от друга электронные лучи в радиальном направлении.

Только радиальное смещение не обеспечивает сведение трех лучей в одну точку (рис. 12.13, а). Необходимо один из лучей (обычно синий) смещать в направлении, перпендикулярном радиусу. Это осуществляется магнитом бокового смещения синего (рис. 12.13, б). Однако и эти меры оказываются недостаточными для достижения нужного эффекта. В результате неточности изготовления трубки электронные прожекторы могут оказаться смещенными относительно оси трубки. Вследствие этого луч при прохождении отверстия в маске не точно совмещается со своим люминофором, а частично задевает и соседний. Для компенсации технологических погрешностей применяется система чистоты цвета, состоящая из двух намагниченных по диаметру колец, создающих в горловине однородное магнитное поле, смещающее все три луча в одном направлении (рис. 12.14). Поворачивая кольца друг относительно друга, можно изменять интенсивность поля от максимального значения (при β = 0) до нуля (при β = 180), а поворачивая оба кольца вместе,— изменять направление поля.

Рассмотренные системы обеспечивают сведение лучей в одном отверстии маски и совмещение одноименных лучей и люминофоров только в центре экрана (статическое сведение), при отклонении лучей от центра экрана они расслаиваются (рис. 12.15) вследствие того, что радиус кривизны экрана больше радиуса отклонения.

необходимой формы и амплитуды с помощью блока динамического сведения (см. рис, 5.12).

Как видно, конструкция кинескопа очень сложна, требования к точности изготовления как самого кинескопа, так и его отклоняющей системы гораздо более жесткие, чем для монохромных кинескопов.

Низкая эффективность использования электронного потока, связанная с тем, что маска перехватывает около 85 % электронов, направляемых на экран, вынуждает для получения достаточной яркости свечения экрана увеличивать ток луча каждого электронного прожектора в несколько раз по сравнению с монохромным кинескопом и значительно (до 25 кв) повышать ускоряющее напряжение второго анода. Но даже при этих условиях яркость свечения экрана цветного масочного кинескопа примерно в два раза меньше, чем у монохромного. Из-за большого диаметра горловины трубки, необходимого для размещения трех прожекторов, и высокого анодного напряжения в цветном кинескопе требуется значительно большая мощность для отклонения электронных лучей, чем в монохромном.

Предложено много вариантов конструкций кинескопов, обеспечивающих более высокую эффективность использования электронного луча.

Реклама