загрузка...

 

загрузка...
Радиокружок     |     Воспитательная работа в кружке радиоэлектроники

Состав кружка.

В организации работы кружка немалое значение имеет его состав. Первые годы своего существования кружок радиоэлектроники нашего пионерского лагеря комплектовался ребятами старшего возраста. Однако по мере совершенствования материальной базы в кружок стали принимать ребят всех возрастов, включая учеников 2—3-х классов.

Для самых младших мы всегда находили работу полегче , в частности, не связанную непосредственно с электроникой — например, выпиливание и выжигание. При этом младшие кружковцы чувствуют себя причастными к сложной работе старших. Под руководством преподавателя и с помощью старших ребят (авторитет их, как известно, для малышей непререкаем) они постепенно учатся владеть инструментом, приборами, приобретают элементарные теоретические знания. Позже ребята овладевают приемами изготовления простейших, а затем и все более сложных моделей.

Обучая детей элементарным теоретическим основам и навыкам конструирования, руководитель кружка должен дойти до каждого кружковца, уделить ему достаточное внимание и время. А это далеко не просто, если учесть, что на занятия в большом пионерском лагере одновременно приходит до 50 ребят, а всего за смену кружок посещает почти 100 человек (именно так было в пионерлагере Исса-ры ). В такой обстановке необходимо, чтобы на каждом занятии кружка, наряду с младшими, присутствовали несколько более знающих и опытных ребят старшего возраста, которые вместе с руководителем могли бы принять участие в обучении новичков. В кружке радиоэлектроники пионерлагеря Иссары это стало законом. Как уже сказано, влияние кружковцев друг на друга часто оказывается сильнее, чем воспитательное воздействие самого руководителя кружка. Если в кружке есть ребята, имеющие уже определенный опыт и знания, младшие кружковцы, наблюдая за работой своих старших товарищей, видя их увлеченность техникой и трудолюбие, сами стремятся быть похожими на них.

В свою очередь, и самих старших ребят, видящих такое отношение к себе со стороны младших, присутствие малышей заставляет относиться к своей работе е большей ответственностью.

Не менее важным, чем взаимоотношения старших и младших кружковцев, является вопрос о совместной работе в кружке радиоэлектроники мальчиков и девочек.

В настоящее время в отечественной-радиотехнической промышленности занято много женщин. Кроме того, работницам нерадиотехнических и даже вовсе нетехнических профессий неминуемо приходится иметь дело с радиоэлектронным оборудованием самого различного назначения. В частности, в современной медицине не обойтись без электроники. Можно смело утверждать: девочки не менее способны к технике, чем мальчики, просто техническое чутье, подкрепляемое каким-либо практическим увлечением, пробуждается у мальчиков раньше. Поэтому в пионерлагере Иссары всячески поощряются занятия девочек радиоэлектроникой. Некоторые из них проявили недюжинные способности и за участие во всесоюзных выставках награждены медалями ВДНХ и лауреатов НТТМ.

В начале каждой лагерной смены, на вечерах знакомства ребят с персоналом лагеря, мы рассказываем о кружке радиоэлектроники, приглашаем всех желающих записываться в него. Приводя примеры образцовых работ прошлых лет, руководитель кружка никогда не упускает случая похвалить конструкцию, собранную руками девочек.

Девочек, работающих в кружке радиоэлектроники, следует окружать особым вниманием, оказывать им помощь в работах, требующих значительных физических усилий. В то же время ни в коем случае нельзя допускать со стороны мальчиков-кружковцев иронические замечания в их адрес- или высокомерно-снисходительное отношение. При внимательном и тактичном отношении к себе девочки, как правило, быстро приобретают определенный опыт и навыки в изготовлении радиоэлектронных устройств, чувствуют себя с каждым занятием все увереннее и своим усидчивым и аккуратным трудом заслуживают уважение

ребят.

Наблюдения показывают, что почти две трети детей, записывающихся в кружок радиоэлектроники, в начале лагерного лета — новички и начинают занятия с азов. Но, разумеется, ориентироваться при подготовке к занятиям только на начинающих было бы грубейшей ошибкой. Для более подготовленных ребят в кружке должна быть запасена соответствующая литература. В первую очередь, это подшивки журналов Радио, Моделист-конструктор и Юный техник. Очень полезна библиотечка В помощь радиолюбителю Издательства ДОСААФ, а также брошюры В. Г. Борисова Практикум начинающего радиолюбителя и Б. С. Иванова В помощь радиокружку. Каждый руководитель, безусловно, дополнит этот список в соответствии со своим вкусом и возможностями.

В последние годы руководителям приходится считаться с появлением в кружке радиоэлектроники отдельных самородков из учеников шестых — седьмых классов, самостоятельно освоивших микроэлектронную технику. Некоторые из них настолько преуспевают в знании микросхем, что иногда своими вопросами ставят в тупик руководителя кружка. Эти ребята назубок помнят параметры микросхем самых различных серий и зачастую имеют незаурядный опыт конструирования. Таких кружковцев необходимо с первого дня занятий заинтриговать по-настоящему интересной нелегкой работой и в дальнейшем стараться воспитать из них верных квалифицированных помощников.

Рис. 1.5. Конструктор для изучения микросхем и логических основ построения ЭВМ

Целесообразно направить творческие наклонности таких ребят на разработку новых технических сре дств дл я изучения микросхем, их свойств и областей применения. В кружке пионерлагеря Иссары семиклассники Сережа Агеев, Рома Кузнецов и Максим Лукьянов разработали и собрали конструктор для изучения логических основ ЭВМ (рис. 1.5) В конструкторе смонтированы микросхема К155ЛАЗ, состоящая из четырех элементов 2И-НЕ (центральная пла та) несколько резисторов и конденсаторов различных но миналов, два светодиода и три кнопки. Соединяя различ ные элементы конструктора проводниками с вилками, можно собрать не только устройства, поясняющие функциониро вание логических элементов И , НЕ-И и других, но и мультивибраторы, одновибратор , триггеры. Кроме того, конструктор позволяет провести несколько занимательных игр.

После освоения программы экспериментов о конструктором в кружке предусматривается изготовление ряда занимательных устройств на микросхемах. Среди них простейшие светокоммутаторы для праздничной иллюминации, звукосигнализаторы (например, для охранной сигнализации), варианты воющих сирен, различные реле времени и др.

Силами тех же ребят в кружке создан кибернетический конструктор, позволяющий собирать из микросхем основные узлы ЭВМ: схемы дешифраторов, схемы с памятью, счетчики, скользящий регистр, частотные модуляторы, элемент памяти JK, счетчик с этим элементом памяти и ряд других схем и устройств.

Несколько слов о регламенте занятий кружка радиоэлектроники. Длительность одного занятия следует установить такой, чтобы у кружковцев на всем его протяжении не ослабевал интерес к работе и чтобы они не слишком уставали. Это максимум 2...2,5 часа. Кроме того, надо иметь в виду, что часть времени (10...15 мин) уходит на подготовку рабочего места, подбор инструментов, материалов и деталей. Еще 10...15 мин потребуется на уборку рабочего места после работы, приведение в порядок материалов, инструментов, деталей и изготавливаемых конструкций (уборка помещения кружка производится дежурными после ухода остальных кружковцев). Улучшая организацию труда ребят и укрепляя дисциплину, можно сократить затраты времени на различного рода непроизводительные операции до минимума.

Руководитель кружка должен уделять постоянное внимание теоретической подготовке кружковцев. Изучение современной техники невозможно без большого труда и умственного напряжения. Об этой простой истине часто забывают, считая, что занятия в кружке — нечто вроде отдыха от настоящих занятий, этакий полезный досуг, в часы которого школьник занимается техническим творчеством и изобретательством. Однако творчество и изобретательство в любой области человеческой деятельности основано на широких и глубоких знаниях, на большом опыте практической работы. Поэтому нельзя говорить о каком-либо техническом творчестве ребят в кружках, не дающих серьезной теоретической подготовки. В лучшем случае это будет всего лишь добросовестное механическое исполнение указаний руководителя или воспроизведение уже кем-то собранных конструкций. Технический кружок — это не забава, не игра в технику, а первая школа, в которой коллектив увлеченных ребят всерьез стремится к приобретению знаний и навыков в полюбившейся области науки и техники.

Не случайно работа в кружке радиоэлектроники часто заражает детей на всю жизнь неистощимым желанием творческой работы, предопределяя их будущую профессиональную судьбу.

Реклама