загрузка...

 

загрузка...
Помощь радиолюбителю     |     Заменяемость транзисторов

Электронное реле указателя поворотов со звуковой индикацией

Практика показывает, что контроль за работой указателя поворотов любого типа (электромеханического или электронного) по сигнальной лампе на приборном щитке автомобиля не всегда удобен. Днем, например, контрольная лампа недостаточно заметна, и водитель, глядя на нее, отвлекается от наблюдения за дорожной обстановкой. Простейший звуковой генератор, работающий в- комплексе с указателем поворотов, не только создает определенные удобства контроля, но и может явиться сигнализатором исправности всех ламп левого или правого борта автомобиля.

Предлагаемый вариант электронного реле указателя поворотов со звуковой индикацией (рис. 1) предназначен для автомобиля с бортовой . сетью напряжением 12 В и может быть установлен взамен электромеханического реле (например, типа РС57) без каких-либо переделок электропроводки автомобиля. Он состоит из генератора прямоугольных импульсов на транзисторе Т1 с усилительно-исполнительным каскадом на транзисторах Т2, ТЗ и звукового генератора с индуктивной обратной связью на транзисторе Т4. Мощность сигнальных ламп Л1 и Л2 может быть 60—70 Вт.

В исходном состоянии, когда переключатель В1 Лево— право находится в нейтральном положении, цепь питания устройства разорвана. В положении Лево или Право к устройству подключается минус источника питания. При этом конденсатор С1 начинает заряжаться через резисторы R3 и R4, а на базу транзистора Т1 с делителя R1R2 подается закрывающее положительное напряжение. Заряжаясь, конденсатор шунтирует транзистор Т1. В это время транзисторы Т2 и ТЗ усилительно-исполнительного каскада закрыты и.сигнальные лампы (Л1 или Л2) не горят.

Рис. 1. Электронное реле указателя поворотов со звуковой индикацией

По мере заряда конденсатора 67 напряжение в точке соединения его с резисторами R5 и R4 растет, и когда оно достигает 9—10 В, транзистор Т1 открывается, что, в свою очередь, приводит к открыванию транзисторов Т2 и ТЗ. При этом загорается сигнальная лампа, а напряжение между точками а и б падает до 0,5—1 В. Теперь конденсатор С1 начинает разряжаться через резистор R5, открытые транзисторы Т1, Т2 и последовательную цепь, состоящую из резисторов R4, R3, R1 и R2, При разряде конденсатора до напряжения 0,3— 0,5 В транзистор Т1, закрываясь, закрывает транзисторы Т2 и ТЗ и сигнальная лампа гаснет. К этому моменту напряжение в точках а и б возрастает до напряжения источника питания, конденсатор С1 снова начинает заряжаться и весь цикл работы устройства повторяется. Длительность заряда конденсатора С1 через резисторы R3 и R4 определяет время паузы, а длительность его разряда — время горения сигнальных ламп.

Регулировку частоты световых импульсов производят подстроечным резистором R3. Крайнее нижнее (по схеме) положение его движка соответствует наибольшей, а крайнее верхнее — наименьшей частоте переключения сигнальных ламп. При этом соотношение длительности световых сигналов и паузы между ними практически остаются неизменными.

В помещаемой здесь таблице приведены, экспериментально проверенные данные конденсатора С1 и. резисторов R3—R5, от которых зависит частота световых импульсов сигнальных ламп. Они могут стать исходными при подборе деталей и налаживании реле указателя поворотов.

Число включаемых сигнальных ламп (ток нагрузки генератора прямоугольных импульсов) незначительно влияет на частоту переключения. Резистор R6, подключенный параллельно транзистору ТЗ, поддерживает силу тока в цепи сигнальных ламп при закрытом транзисторе в пределах 1,2—1,4 А, что, во-первых, облегчает режим работы этого транзистора в момент его открывания (в холодном состоянии сопротивление нитей накаливания сигнальных ламп мало) и, во-вторых, удлиняет срок службы сигнальных ламп.

Генератор звуковой индикации включения сигнальных ламп выполнен на транзисторе Т4, секционированной первичной обмотке низкочастотного трансформатора Tpl и низкоомном телефоне Тф1, включенном в цепь вторичной обмотки трансформатора. Тон и громкость звучания телефона регулируют резисторами R8 и R9. По питанию звуковой генератор подключен параллельно транзистору ТЗ и, следовательно, работает и издает звуковые сигналы во время пауз между световыми сигналами, когда транзистор ТЗ закрывается и напряжение между точками а и б возрастает до наибольшего значения. В моменты же горения сигнальных ламп, когда транзистор ТЗ открывается и напряжение между точками а и б близко нулю, генерация срывается.

Чтобы звуковые и световые сигналы совпадали, сигнальную часть электронного указателя поворотов надо смонтировать по правой схеме. Здесь звуковой генератор подключен непосредственно к источнику питания электрооборудования автомобиля, а в цепь питания сигнальных ламп, последовательно с генератором прямоугольных импульсов, включено электромагнитное реле Р1. В момент загорания сигнальных ламп реле срабатывает и своими контактами Р1.1 замыкает цепь питания звукового генератора. Когда сила тока, текущего через сигнальные лампы, уменьшается, электромагнитное реле отпускает, а его контакты, размыкаясь, разрывают цепь питания звукового генератора.

Вводимое электромагнитное реле должно быть рассчитано на ток срабатывания, равный току, потребляемому всеми одновременно включающимися сигнальными лампами.

Размеры металлического корпуса устройства 120Х Х70Х40 мм. Транзистор П210А (ТЗ) укреплен на теплоотводе, роль которого выполняет алюминиевая пластинка толщиной 5 мм. Монтаж всех других деталей произвольный. Коэффициент передачи тока h21 транзисторов Т1, ТЗ и Т4 должен быть не менее 50, транзистора Т2 — не менее 100.

Резисторы могут быть любых типов. Мощность рассеяния резистора R6 должна быть не менее 5 Вт (BG-5 или три параллельно соединенных резистора МЛТ-2,0 сопротивлением по 30 Ом). Конденсатор С1 — ЭТО-2, К50-б, K50-3. Трансформатор Tpl — выходной трансформатор транзисторного приемника, например, ВЭФ-12, ВЭФ-201, ВЭФ-204. Телефон с катушкой сопротивлением 60—150 Ом. Можно также использовать телефонный капсюль ДЭМШ-4м.

Для включения звукового генератора подойдет любое электромагнитное реле, которое нетрудно разобрать, чтобы заменить обмотку. Лучше всего —- реле с регулируемым натяжением пружины или упругой пластины якоря, например, типа РС-52. Имеющуюся на его магнитопроводе обмотку удаляют, а вместо нее наматывают новую проводом ПЭВ-1 0,75—1,0. Число витков новой обмотки, обеспечивающей срабатывание реле при заданной силе тока сигнальных ламп, определяют, руководствуясь методикой, приведенной ниже.

Предположим, что имеется реле, со следующими данными: число витков п = 6000, активное сопротивление обмотки Rобм = 1000 Ом, напряжение срабатывания (измеренное опытным путем) Uср = 30 В.

На основании этих данных определяют силу тока срабатывания реле:

а затем находят ампер-витки, обеспечивающие его срабатывание:

Допустим, что сила тока, потребляемого одновременно включаемыми сигнальными лампами, равна 3,9 А (три параллельно соединенные лампы 12 ВХ21 св).

В этом случае для получения 180 ампер-витков, необходимых для срабатывания реле, на магнитопровод следует намотать

Некоторая неточность в расчете новой обмотки в дальнейшем может быть скомпенсирована регулировкой натяжения пружины якоря реле. Если перегорит нить накала хотя бы одной из сигнальных ламп, сила тока, текущего по обмотке реле, уменьшится. Остальные сигнальные лампы при этом будут мигать, но реле не сработает, и его контакты не замкнут цепь питания звукового генератора.

Поскольку детали генератора прямоугольных импульсов взаимосвязаны в формировании периодических сигналов и имеют определенный разброс параметров, перед установкой электронного блока на автомобиль необходимо произвести подстроечные работы, обеспечивающие частоту, переключения сигнальных ламп в пределах 60—120 импульсов в минуту. Плюс источника постоянного тока напряжением 14 В (выпрямитель или аккумуляторная батарея) подключают к зажиму Б, а минус — к комплекту сигнальных ламп одного борта ав- -томобиля со стороны заземления. Включив питание, но секундомеру проверяют частоту переключений в крайних положениях движка подстроечного резистора R3. В случае необходимости подбором резисторов R4 и R5 добиваются частоты переключения от 60 до 120 в минуту. Эти резисторы определяют также длительность горения ламп (R5) и пауз (R4). Если подбора резисторов R4 и R5 окажется недостаточно для получения нужных результатов, то придется увеличить или, наоборот, уменьшить емкость конденсатора С1. После этого контактные пружины или натяжение пружины якоря электромагнитного реле Р1 регулируют, исходя из условия его срабатывания только при включении всех ламп.

Электронный блок указателя поворотов устанавливают на автомобиле рядом с электромеханическим реле. Контрольную лампу на щитке приборов, если она раньше была подключена к отдельному зажиму КЛ, теперь подключают к зажиму СЛ электронного блока.

Реклама