загрузка...

 

загрузка...
Радиовещание     |     Приемник прямого усиления

Позывной авиарадио-десанта

И в мирные дни есть место подвигу. Подвиг ратный и подвиг трудовой имеют общие истоки. Их объединяют горячая любовь народа к Советской Родине, преданность идеям великого Ленина. Эта преемственность — надежный оплот могущества и непобедимости нашего государства.

Сегодня советские люди совершают подвиги на фронтах девятой пятилетки. Один из таких фронтов проходит через просторы Сибири, где прокладывается БАМ, возводятся гигантские промышленные комплексы, поднимаются нефтяные вышки.

Именно поэтому радиоэкспедицию Победа-30 было решено качать из Западной Сибири — края несметных нефтяных богатств. Сюда, на северо-восток Тюменской области, направлялся авиарадиодесант редакций двух журналов — Радио и Гражданская авиация,

Десант в составе операторов радиостанции журнала Радио UK3R инженера Олега Неручева (UA3HK), студента Бориса Рыжавского (UA3-170-320), корреспондентов Льва Быковских, представлявшего журнал Гражданская авиация, и автора этих строк, представлявшего журнал Радио, вылетел из Москвы ранним весенним утром 7 мая.

В Нижневартовск, молодой город сибирских нефтяников, мы прибыли уже к вечеру, явившись, как снег на голову, к руководителю местных авиаторов В, И, Калюжняку. Это неожиданное нашествие он перенес мужественно и только едва заметно изменился в лице, когда Лев Быковских положил на его стол список необходимых нам предметов. Дело в том, что из Москвы мы захватили лишь радиооборудование: два трансивера UW3DI, усилитель мощности на ГУ-13 с отдельными выпрямителями (более транспортабельного блока в нашем распоряжении не оказалось) и трехэлементную антенну волновой канал.

Первое место в списке по праву занимал вертолет. Затем шли бензиновый двигатель с генератором (в дальнейшем ласкательно именуемый движок), 200 литров бензина, палатка, ружье, меховые костюмы, сапоги и другие мелочи, которые предстояло собрать к утру следующего дня. Честное слово, до сих пор удивляюсь, что назавтра все необходимые предметы оказались в наличии!

Примерно к 11 часам утра мы завершили погрузку нашего портативного снаряжения, и вертолет МИ-4, пилотируемый Анатолием Писарчуком, кавалером ордена Дружбы народов, с некоторым трудом оторвавшись от земли, взял курс на север.

Несколько часов полета с промежуточными остановками у геологов для дозаправки — и мы приближаем ся к намеченному району высадки десанта. Внизу— тайга да болота, по которым прокладывают первые тропы изыскатели-геологи. Надо искать место, пригодное для работы в течение трех суток.

Такое место вскоре было найдено. А. Писарчуку даже удалось посадить машину на твердую почву. Быстро выгрузились — день близился к вечеру, а экипажу необходимо было еще засветло добраться до промежуточного заправочного пункта. Сделав над нашим лагерем прощальный круг, вертолет удалился.

Итак, наши коллеги-авиаторы с честью выполнили свою задачу. Как-то проявим себя мы, радисты?

Новые сутки начинаем работой на 3,5 МГц. Предварительная запись, проведенная UK9AAQ, помогла, несмотря на малоэффективную низко висящую антенну, провести довольно много связей.

В 10.35 состоялось QS О с JT1AT — приятная встреча и новая для нас страна! В 14.15 —новый континент, связь телеграфом с ZL1AXM. 18.19. На наше CQ откликнулся ET3USE. Записываем и его в свой актив.

Под утро 11 Мая на 14 МГц образовалась очередь из американских станций. Большинство из них знают о нашей экспедиции Победа-30, передают нам 73. Проводим сотни две QSO с W/K, а также связи с такими интересными DX, как LU8DMS, YV5BOU, YS1AG, PY2CLK, ZP5CF, OA4LP.

U30R уже более двух суток в эфире, а число желающих работать с нами не убавляется. Корреспонденты спешат, видимо знают, что это — последний день нашей работы. Приходится их успокаивать. Устанавливается относительный порядок.

До наступления темноты удалось развернуть аппаратуру, натянуть антенну длинный луч, запустить движок, И вот — первое серьезное испытание нашей выдержки и находчивости: Олег, увлекшись выжиманием мощности, перегрузил движок. Тот возмущенно взвыл и... вместо положенных 220 стрелка его вольтметра стала показывать (даже на холостом ходу) всего 60В ! Попытка выявить и устранить неисправность электронного блока оказалась в наших условиях безуспешной. Когда растерянность немного улеглась, приняли решение — поднять автотрансформатором напряжение и выйти в эфир хотя бы на одном трансивере, чтобы сообщить в Москву о нашем благополучном прибытии на место.

...Первым нашим корреспондентом 8 мая в 19.15 мск стал Владимир Здорожаев (UL7FAP) из совхоза При-иртышский Павлодарской области. Просим его передать по эфиру всем, что авиараднодесант приступает к работе.

Дождавшись рассвета, собрали и установили волновой канал. Проблема электропитания решилась просто: после повой перегрузки (сгорел автотрансформатор)... полностью восстановилась работоспособность движка.

9 мая, начиная с пяти часов утра (дальше везде время московское), голос нашей радиостанции зазвучал в любительском эфире в полную силу. В честь праздника Победы главная радиостанция экспедиции Побе-да-30 — U30R (Советский Союз — 30-летие Победы — журнал Радио) передала всем участникам Великой Отечественной войны, всем радиолюбителям поздравления и добрые пожелания.

Через Г. Щелчкова (UA3GM) передали в оргкомитет экспедиции Побе-да-30 рапорт о начале работы авиа-радиодесанта. Ответом было приветствие оргкомитета и ЦК ДОСААФ СССР. Эта радиограмма воодушевила, придала новые силы.

А сил этих, признаться, требовалось немало. Популярность позывного U30R оказалась огромной. Нас вызывали десятки станций. Временами темп работы напоминал соревнования — по 50—60 QSO в час.

В 8.30 проводим QSO с U0CR. Леонид Лабутин шлет нам привет и поздравления с Новосибирских островов — базы лыжного похода к Северному полюсу, организованного ЦК ВЛКСМ и Комсомольской правдой.

14.49 —QSO с UB30SE из Севастополя. Встретились две станции экспедиции Победа-30.

Интересна особенность местного эфира — здесь можно с одинаковой громкостью принимать сигналы из самых разных районов страны. Вот лишь несколько выдержек из аппаратного журнала: 14.46, UK01AG, 599; 14.53. UK1QAQ. 589; 14.58, UA3TAE, 599; 15.10. UK6GAK, 599: 15.15. UA0CBY, 599; 15.22. UM8AV, 598.

Около 16 мск появились сигналы европейских станций. Принимаем слова привета от HA9KUM, G3RWQ, I8YRK, OH7UG, SL2AD, европейских DX — EA6BQ, EI4CF, LX1GW. Последнее дружеское QSO 9 мая провели с OK1RP.

Около 12 часов сворачиваем аппаратуру, оставляем лишь один трансивер и антенну волновой канал. Проводим еще несколько связей.

13 часов. Издалека слышен рокот вертолета. Это — за нами. В 13.19 — последнее QSO с UA6LC1.

Вертолет, взвихривая снежную пыль, снижается. Стараясь перекричать его голос, посылаю в эфир прощальную радиограмму: Всем, всем! Радиостанция U30R свою работу закончила. Благодарим всех за слова привета и добрые пожелания Побе-де-30. Спасибо всем, кто проводил с нами связи, кто помогал нам в эти дни. До новых встреч в эфире!.

Итог работы U30R: 1327 QSO с 75 странами (по списку диплома Р-150-С), всеми континентами, всеми союзными республиками и 125 областями СССР.

Рис. 2. Внешний вид радиостанции:

1 — панельный измерительный прибор; 2 — кнопка Вызов, 3 — ручки настройки антенны и связи с антенной; 4 — штыревая антенна; 5 — зажим Корпус; б — противовес антенны; 7 — стопор шкалы; 8 — ручка Установка частоты; 9 — кнопка включения кварцевого калибратора и лампочки освещения шкалы; 10 — отверстие для коррекции частоты гетеродина приемника; 11— отверстие для подстройки частоты генератора передатчика; 12 — тумблер включения АПЧ, измерения напряжения аккумуляторной батареи и индикации тока в антенне; 13 — крышка гнезда ограничителя и частотного детектора, подстройки контура частотного детектора; 14 — головные телефоны; 15 — микрофон; 16 — тангента Прием-передача; 17 — переключатель рода работы; 18 — окуляр шкалы; 19 — зажим Линия; 20 — тумблер включения радиостанции; 21 — фишка для включения микротелефонной гарнитуры; 22 — заплечные ремни; 23 — амортизационная подушка; 24 — аккумуляторная батарея; 25 — гнезда Свет для включения переносной лампы.

Реклама