загрузка...

 

загрузка...
Магнитофоны     |     Магнитофоны год 1972

Перезапись с магнитной ленты

Перезапись фонограмм с одного магнитофона на другой — это, по существу, один из основных источников пополнения фонотеки любителя магнитной записи. Для перезаписи используются совершенно исправные магнитофоны: уровень помех, нелинейные искажения, детонация и другие их параметры должны находиться в пределах допустимых норм.

Следует помнить и о том, что если фонограмма, которую предстоит записать, воспроизводилась много раз, то качество ее может значительно отличаться от первоначального из-за износа рабочего слоя магнитной ленты, вытягивания ее, намагничивания деталей лентопротяжного механизма и других причин.

Не менее важным условием получения записей высокого качества является и то, что для воспроизведения обязательно должен использоваться магнитофон, на котором записывалась интересующая фонограмма. Только в этом случае можно не опасаться дополнительных искажений фонограммы, связанных с неперпендикулярностью установки рабочих зазоров магнитных головок к направлению движения магнитной ленты. В соответствии с ГОСТ 12392—71 погрешность установки зазоров может достигать ±5 для двухдорожечной и ±8 для четырехдорожечной записей. Если предположить, что фонограмма записана на магнитофоне, в котором рабочий зазор записывающей (универсальной) головки наклонен на угол 4 в одну сторону, а воспроизводится на магнитофоне, в котором рабочий зазор воспроизводящей (универсальной) головки наклонен на тот же угол, но в другую сторону, то высшие звуковые частот; при воспроизведении будут значительно ослаблены (на частоте 12500 гц это ослабление составляет почти 6 дб ). Поэтому, если при перезаписи фонограмма воспроизводится не на магнитофоне, на котором она записана, следует проверить правильность установки рабочего зазора воспроизводящей (универсальной) головки. В любительских условиях это можно сделать только на слух при пробном воспроизведении записи, содержащей большое количество высших звуковых частот, поочередно на обоих магнитофонах, используемых для перезаписи. Регулировку же положения рабочих зазоров головок можно рекомендовать только опытным радиолюбителям.

Есть еще одна причина, почему для воспроизведения желательно использовать магнитофон, на котором записывалась фонограмма. Это возможная разница скоростей движения магнитной ленты. Упоминавшийся выше стандарт допускает отклонение скорости на ±2% от номинального значения. Иначе говоря, разница скоростей магнитофонов может достигать 4%. Это вызывает заметное на слух изменение тональности звучания музыкальных произведений, то есть их искажение. К сожалению, простых методов борьбы с такими искажениями не существует, поэтому с ними приходится мириться.

При перезаписи магнитофоны следует расположить на небольшом расстоянии друг от друга с тем, чтобы ими было удобно управлять. Соединять их между собой рекомендуется кабелем, входящим в комплект одного из магнитофонов. При этом линейный выход магнитофона, используемого для воспроизведения, соединяют со входом Звукосниматель магнитофона, используемого для запотей. Использование линейного выхода позволяет получить запись с наиболее широкой полосой частот и наименьшими нелинейными искажениями.

Подготовка к перезаписи сводится к подбору напряжения на линейном выходе и установке максимального уровня записи по индикатору уровня. Большинство отечественных магнитофонов имеют универсальные усилители, в которых регулирование уровня записи и громкости воспроизведения осуществляются одним переменным резистором. От положения движка этого резистора зависит напряжение звуковой частоты на линейном выходе и качество записи. При малом напряжении на выходе может уменьшиться динамический диапазон перезаписанной фонограммы, при слишком большом напряжении — увеличатся нелинейные искажения. Учитывая это, ручку регулятора громкости в магнитофоне, работающем в режиме воспроизведения, следует устанавливать примерно в среднее положение. Это положение соответствует примерно среднему положению и регулятора уровня записи, так как напряжение на линейном выходе и чувствительность со входа для подключения звукоснимателя отличаются незначительно. Более точно положения регуляторов подбирают по пробным записям выбранной фонограммы.

В некоторых магнитофонах (Яуза-10, Астра-2 и др.) напряжение на линейном выходе не зависит от положения ручки регулятора громкости. Однако качество перезаписи в этом случае может быть даже более высоким, чем при записи от магнитофонов с регулируемым напряжением на линейном выходе. Дело в том, что относительный уровень помех и нелинейные искажения на этом выходе гарантируются независимо от величины выходного напряжения.

При перезаписи вначале включают лентопротяжный механизм магнитофона, предназначенного для записи фонограммы, а затем — магнитофона, на котором она воспроизводится. Остановку движения лент по окончании перезаписи следует производить в обратном порядке. При этом надо помнить о том, что перед выключением лентопротяжного механизма магнитофона, работающего в режиме записи, ручку его регулятора уровня необходимо установить в положение минимального усиления, иначе при воспроизведении полученной копии будут слышны щелчки и трески, возникающие при коммутации электрических цепей магнитофона. Если же потребуется остановить движение магнитной ленты во время перезаписи, то лентопротяжный механизм следует переключать в положения Кратковременный стоп или Пауза.

Стремясь сэкономить магнитную ленту, многие любители оставляют слишком малые паузы между отдельными записями. Исследования психологов показали, что наши ощущения несколько запаздывают по отношению к причинам, вызывающим их, и поэтому мы не всегда можем сосредоточить внимание на музыкальном произведении с первых его аккордов. Учитывая это, между соседними записями всегда надо делать паузы длительностью не менее пяти-семи секунд.

Реклама