загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Звуковое оформление кинофильма

Техника монтажа узкопленочных кинофильмов

Процесс монтажа немого кинофильма производится в такой последовательности:

просмотр всего отснятого материала и отбор самых удачных в художественном и техническом отношении кадров;

расположение отдельных монтажных кадров в нужном порядке и определение длины каждого куска киноленты;

склеивание кинофильма и его окончательное оформление; приклеивание заглавных и конечных надписей, а также зарядных концов (ракордов);

просмотр вчерне смонтированного фильма на экране; уточнение монтажа; повторные просмотры фильма на экране;

окончательное оформление фильма; чистка кинопленки, реставрация поврежденных перфораций, намотка на бобины и упаковка в коробки.

Если съемка была произведена на негативную кинопленку, первый экземпляр смонтированного позитивного материала называют рабочим экземпляром кинофильма. По этому экземпляру подбирают негатив, с которого в дальнейшем печатают копии кинофильма.

Для выполнения киномонтажных работ необходимы приборы и специальные приспособления: монтажный стол, пресс для склейки кинопленки, корзина для размотанной кинопленки, ящик для монтажных кусков фильма.

Любительские киномонтажные комплекты состоят из двух моталок для перемотки кинопленки, миниатюрного кинопроекционного устройства, склеечного пресса с зачищалкой и клея с кисточкой.

Миниатюрное кинопроекционное устройство применяется для быстрого просмотра отдельных монтажных кусков и смонтированных эпизодов кинофильма на монтажном столе. Зарядка кинофильма в такое кинопроекционное устройство производится быстро и просто.

Кинопроекционное устройство монтажного столика не имеет механизма прерывистого движения фильма. Резкое, несмазанное изображение при непрерывном движении фильма обеспечивается оптической компенсацией плоскопараллельной пластинки или призмы, расположенной между кадровым окном и проекционным объективом.

Оптическая компенсация сдвига изображения основана на явлении отклонения лучей света, проходящих через плоскопараллельную стеклянную пластинку, которая приводится во вращение синфазно с движением кинопленки против кадровой рамки.

Кинопроекционное устройство монтажного столика имеет только один зубчатый барабан, который связан шестеренчатой передачей с оптическим компенсатором. Находящаяся в зацеплении с зубчатым барабаном кинопленка при ее протягивании приводит во вращательное движение зубчатый барабан и связанную с ним шестеренчатой передачей плоскопараллельную пластинку, компенсирующую сдвиг изображения.

Наша промышленность изготовляет монтажные комплекты с миниатюрным кинопроекционным устройством как для 8-мм, так и для 16-мм фильмов.

В коммерческих кинолабораториях обработки любительских фильмов, а также на студиях телевидения и кинохроники применяют профессиональные монтажные столы, которые кроме кинопроекционного устройства с оптической компенсацией имеют звуковые блоки для воспроизведения звука с магнитной или фотографической фонограммы. Число моталок на столе в этом случае четыре: две — для кинофильма и две — для фонограммы.

Склеивание кинопленок. Монтажные куски кинофильма соединяют или киноклеем или липкой прозрачной лентой. Эта технологическая операция является очень важной, так как плохие склейки ведут к повреждению фильма при его демонстрировании. Особенно аккуратно следует склеивать кинонегативы и обращенные кинопозитивы (уникаты), с которых печатают копии кинофильма. Для этого применяют склеечный пресс, представляющий собой небольшую плиту с откидывающимися на петлях прижимными пластинами. Плита имеет установочные зубья, которые входят в перфорационные отверстия склеиваемых концов кинопленки и точно совмещают их.

Кинопленку склеивают внахлест. Склеиваемые участки предварительно зачищают с помощью специальной зачищалки или бритвенного лезвия: на одной пленке соскабливают эмульсионный слой, а на другой — защитный слой на оборотной стороне кинопленки. Перед тем как заложить склеиваемые концы в пресс, их надо аккуратно подрезать резаком или ножницами. Сначала в пресс закладывают кусок кинопленки с незачищенным концом глянцевой стороной кверху, а на него — зачищенный конец другого куска. Затем берут зачищенный конец пленки, осторожно приподнимают его, не давая ему соскочить с направляющих зубьев пресса, и тонким слоем наносят кисточкой клей на обе Склеиваемые поверхности и быстро зажимают участок склейки прижимной пластиной пресса. Далее выжидают 20—30 с (пока произойдет склеивание), после чего откидывают прижимную пластину, осторожно снимают склеенную пленку с направляющих зубьев пресса и чистой мягкой тряпочкой удаляют излишек клея с обеих сторон кинопленки. Движение тряпочки при этом должно быть направлено поперек.

В связи с появлением новых типов основы кинопленки из полимерных материалов, склеивание которых весьма затруднено, за рубежом начали находить применение приборы для горячей склейки, т. е. сварки кинопленки. Соединяемые края пленки примыкают вплотную друг к другу и нагреваются до определенной температуры с помощью электрического элемента. Слегка расплавленные края кинопленки свариваются, образуя очень прочный шов.

Подборка негатива. Если фильм снимают на негативную кинопленку, то для изготовления его копии монтаж кинонегатива производят в точном соответствии с рабочим экземпляром кинопозитива. Эта технологическая операция называется подборкой негатива. Отдельные куски негатива должны быть смонтированы совершенно точно, кадрик в кадрик. Работа эта очень кропотливая и весьма сложная, для успешного выполнения ее необходим опыт. Пользуясь лупой, нужно просмотреть, сопоставить и точно подобрать каждый монтажный кусок кинонегатива. Эту работу выполняют на киномонтажном столе с про-светным фонарем и полочками для раскладывания кусков кинонегатива. Размотанную кинопленку нельзя ронять на пол, так как она всегда несет на себе электрический заряд и притягивает много пыли, мелких песчинок и другой грязи. Поэтому для нее имеется специальная корзина с чистым белым чехлом внутри.

Чистка и наматывание кинофильма на катушки. Смонтированный кинонегатив или кинопозитив обязательно чистят с глянцевой стороны, чтобы удалить следы подтеков от высохших капель воды и других загрязнений. Для этого пользуются кусочком замши или ватки, смоченной в спирте. При этом необходимо иметь доску (типа гладильной), которую следует дополнительно покрыть бархатом. Кинопленку кладут эмульсионной стороной на бархат и по ее глянцевой стороне с небольшим нажимом проводят влажной замшей или ваткой. Прочищенную кинопленку опускают в корзину, где она высыхает. Затем, при сматывании кинопленки в ролик ее следует слегка обжать бархатным лоскутком для снятия пылинок.

В промышленных кинолабораториях чистку кинопленки производят в специальных чистильных машинах. Сначала ее пропускают через ванну с составом, удаляющим масляные и жировые пятна, а затем под воздействием ультразвука удаляются все приставшие к ней загрязнения.

Подклеивание зарядных ракордов. Каждый ролик кинофильма должен быть снабжен зарядными концами, так называемыми ракордами, которые подклеивают в начале и в конце ролика. Они предназначены для зарядки кинофильма в лентопротяжный тракт кинопроекционного аппарата и служат для предохранения начальных и конечных кадров фильма. На ракордах указаны название фильма, номер части и обозначены начало или конец части.

Все прокатные копии кинофильмов имеют стандартные ракорды, которые включают зарядную, опознавательную и защитную части длиною около 1 м. Стандартными ракордами снабжены все копии немых и звуковых фильмов, изготовленных на кинокопировальных фабриках. Кинолюбители могут ограничиться подклеиванием в начале и конце ролика куска чистой или окрашенной кинопленки длиной около 1 м.

Наматывание кинофильмов на катушки. Узкопленочные кинофильмы должны быть намотаны на стандартные металлические или пластмассовые, бобины, предохраняющие кинопленку от повреждений и запутывания при перемотке. Кинопленку наматывают эмульсионной стороной наружу. При перематывании с одной бобины на другую эмульсионный слой должен быть снаружи.

Реклама