загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Цветовая температура

Цветные светофильтры для съемки на цветную кинопленку

При цветной киносъемке цветные светофильтры применяют, во-первых, в случаях освещения объектов съемки светом иного спектрального состава, чем тот, к которому сбалансирована цветная кинопленка; во-вторых, для умеренного изменения цветности изображения в соответствии с художественным замыслом снимающего.

Правильное цветовоспроизведение на цветной кинопленке может быть получено при условии освещения объектов съемки светом определенного спектрального Состава, для которого рассчитан баланс светочувствительности и выход красителей в трех эмульсионных слоях. Поэтому цветные кинопленки изготовляют двух типов: для дневного естественного освещения (ДС) и для искусственного освещения ламп накаливания (ЛН).

Цветная кинопленка для дневного освещения сбалансирована к среднему фотографическому свету (прямые солнечные лучи + рассеянный свет неба при небольшой облачности), соответствующему цветовой температуре 5500К. Кинопленка для искусственного освещения обычно балансируется к свету электрических ламп накаливания перекального типа (так называемых фотоламп), излучение которых равно цветовой температуре 3200К. Эти кинопленки должны быть различными по балансу, потому что воспроизведение цвета не одинаково с восприятием цвета глазом человека. Кинопленка воспроизводит физический цвет, в то время как зрение человека включает также физиологический и психологический факторы. В естественных условиях лист белой бумаги воспринимается как белый, независимо от спектрального состава освещения, будь то дневной солнечный свет или свет лампы накаливания. Во всех случаях наш глаз автоматически настраивается и регулирует соотношение своих цветоприемников так, что он действует как нулевой прибор, показывающий отклонения каждого частного участка объекта от средней яркости и среднего цвета объекта в целом.

Кинопленке такая способность не присуща. Так, если снимать на цветную кинопленку, сбалансированную к дневному свету, но при освещении объекта светом ламп накаливания, в изображении будет преобладать оранжево-красный тон и белая бумага получится не белой, а оранжевой. При свете свечи или костра изображение окажется оранжево-красным.

Но дневной свет не одинаков по спектральному составу в разное время дня и при различных условиях погоды. В составе рассеянного света от неба содержится меньше оранжево-красных лучей, чем в прямом солнечном свете.

В реальных условиях спектральный состав дневного света зависит в значительной мере также от цвета окружающих предметов. В лесу — зеленое окружение, особенно в тени деревьев, добавляет к солнечному свету голубые и зеленые лучи. В городе, например, кирпичная стена отражает на объект дополнительно оранжевые и красные лучи. Снимающему на цветную кинопленку всегда необходимо учитывать эти условия.

В цветном негативно-позитивном процессе цветовой баланс можно в известных пределах исправить при печати позитивного изображения с помощью копировальных компенсационных светофильтров. Однако даже и в этом случае при значительном несоответствии спектрального состава освещения и баланса цветной пленки не всегда представляется возможностью осуществить полную цветовую настройку.

Когда же снимают на обращаемую цветную кинопленку, исправление цветовоспроизведения в лабораторном процессе исключено.

Каким же путем достигается правильное воспроизведение цвета на обращаемой цветной кинопленке, когда съемка должна быть произведена при освещении объектов светом, не вполне или совсем не соответствующим ее цветовому балансу?

Выход находят в применении светофильтров, приводящих спектральный состав данного освещения к тому, для которого сбалансирована используемая кинопленка.

Имеются две группы таких светофильтров, различающихся по цвету и плотностям:

светофильтры красновато-коричневого цвета (близкого к цвету загара), понижающие цветовую температуру освещения. Их применяют при съемке в пасмурную погоду, в тени деревьев и строений, а также в случае съемки при дневном солнечном освещении на кинопленку, сбалансированную к свету ламп накаливания;

светофильтры сине-голубого цвета, используемые для повышения цветовой температуры освещения и применяемые при съемке на кинопленку для дневного освещения в ранние утренние и предвечерние часы, когда в составе солнечного света преобладают оранжево-красные лучи, а также при освещении объектов съемки лампами накаливания.

Светофильтры, которые меняют энергетическое распределение излучения источников света, позволяют использовать цветную кинопленку для искусственного освещения при дневном свете, называют конверсионными, т. е. преобразующими. Основное их назначение — изменять цветовую температуру излучения ламп накаливания 3200К на цветовую температуру среднего дневного света 5500К. Конверсионные светофильтры выпускают в наборе из нескольких штук, допускающих меньшие отклонения от указанных величин.

Реклама