загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Монтаж кинофильма

Режиссерский сценарий

Задача режиссера — перевести язык литературного сценария на язык зрительных образов, реализовать замысел автора литературного сценария.

В режиссерском сценарии подробно расписывают все эпизоды и разбивают их на кадры. Каждому кадру присваивают порядковый номер, определяют его крупность и длину в метрах (или продолжительность демонстрирования в секундах), а также прием съемки: панорама, отъезд, верхняя точка и т. п. Затем указывают содержание кадра, т. е. действие, которое в нем происходит, дикторский текст или диалоги и звук (музыка, натурные шумы). В примечании могут быть приведены другие важные сведения: декорации, световое решение, реквизит и пр.

Длительность каждого кадра должна быть такой, чтобы, складываясь в эпизод, они воспринимались как единое целое. Метраж эпизода определяется в зависимости от его содержания, объема и сложности информации, заключенной в нем.

Режиссер уже на стадии разработки сценария должен умело пользоваться сменой ритма.

Кинофильм вне зависимости от его вида и жанра строится так, чтобы зритель не был все время в напряжении, а имел возможность передохнуть, подготовиться к восприятию очередной порции информации.

Монотонность — враг восприятия, тем более усвоения. Необходимо помнить, что кинозритель не обладает той степенью свободы, как театральный. И если в театре или на концерте можно два часа слушать и наслаждаться мастерством чтеца, рассказчика, то снятый с одной точки и в одной крупности тот же артист скоро навеял бы скуку на кинозрителя.

Несколько по-разному снятых, разной крупности и длительности планов воспринимаются обычно с гораздо большим интересом, чем один план такой же длины, как все вместе взятые.

Режиссерский сценарий предусматривает монтажность съемки, о чем речь пойдет в соответствующей главе: склеенные куски отснятой пленки должны создать у зрителя ощущение целого, непрерывно протекающего действия.

Форму режиссерского сценария можно считать устоявшейся, несмотря на некоторые встречающиеся различия.

В графе Метраж указывают длину кадра в метрах. Это удобно при монтаже. При съемке же удобнее пользоваться не счетчиком метров, а секундомером, для чего метры переводят в длительность кадра в секундах. Исходя из этого, в режиссерском сценарии кинолюбители чаще указывают длительность кадров в секундах.

В качестве примера записи режиссерского сценария приводим отрывок из режиссерского сценария кинофильма Премия (автор сценария А. Гельман, режиссер-постановщик С. Микаэлян, Ленфильм, 1974).

Инструкцией Госкино С ССР кр оме литературного и режиссерского сценариев предусмотрена разработка на профессиональных киностудиях киносценария. В нем действие разбивается по сценам и эпизодам, а также по объектам съемки с указанием ориентировочного метража. Прочесть об этом можно в книге Г. Н. Горюновой Организация производства кинофильмов (М., Искусство, 1983, с. 78).

С-синхронная съемка; Т - съемка под трансляцию фонограммы; СО-синхронно-черновая запись с последующим обучением; Н - немая съемка. Цифры-метраж кадра.

Реклама