загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Съемка на промышленном предприятии

Освещение в помещении

Как уже говорилось, совершенно не обязательно во всех случаях стремиться установить все основные виды света. На рис. 18 показано расположение приборов, создающих рисующий, заполняющий, фоновый и контровой света. При освещении сцен в помещении надо стремиться к тому, чтобы направленный свет не создавал лишние тени от объектов съемки. Для этого осветительные приборы следует поднять возможно выше, чтобы их лучи падали под углом 30—50° относительно горизонтальной плоскости. Именно под этими углами обычно и освещаются фигуры людей потолочными светильниками. Тень от носа при этом не доходит до середины щеки и верхней губы.

При съемке крупных планов-портретов следует учитывать, что свет может определять и характер внутреннего состояния изображаемого человека. Яркий светотеневой рисунок отвечает тревожному состоянию и, наоборот — мягкий рассеянный свет, создающий светотональный рисунок, соответствует душевному равновесию персонажа.

Следует иметь в виду, что полное лицо лучше осветить боковым направленным светом, фронтальный же свет еще больше подчеркнет округлость лица. Необходимо прорепетировать все движения актеров, ограничив зону, в которой верхний свет вызовет неприятные тени под бровными дугами и под носом.

Худое лицо не следует освещать сильным боковым или диагональным светом, так как при этом резко выделяются морщины и дефекты кожи (если это не входит в задачу авторов фильма).

Наиболее благоприятным для любительской практики следует считать случай, когда в помещение с большими окнами проникает прямой солнечный свет.

Рис. 18. Схема расположения источников света в помещении: I — в вертикальной плоскости; II — в плане; А — заполняющий свет; Б — рисующий; В — конт-ровой; Г, Д — фоновый

Вместе с рассеянным светом от неба он создает не только необходимый для нормальной экспозиции уровень освещенности, но и светотеневой характер освещения. В этом случае один или несколько приборов используют для подсветки теней на переднем плане, а другие — для устранения теней на фоне.

Однако солнечные лучи могут создать очень большой интервал яркостей — до 100:1, что совершенно неприемлемо, особенно на крупных и средних планах (да и на некоторых общих). В этих случаях следует переместить мебель так, чтобы на главные объекты съемки не падали прямые солнечные лучи, или применить затенители, например тюлевые.

В просторных помещениях, например спортзалах (рис. 19), большой интервал яркостей, как правило, не вызывает неприятных зрительных ощущений. В первую очередь, это относится к глубинным планам.

Если в помещение проникает только рассеянный свет, он выполняет роль светового грунта, обеспечивает необходимую проработку деталей в тенях, а также подсветку фона. Рисующий свет создают осветительные приборы, направленные на основной объект съемки. Экспонометрические замеры в подобных случаях рекомендуется производить до включения приборов рисующего света.

Наилучшие результаты при съемке в помещении получаются, когда прямые солнечные лучи создают световые пятна на фоне. Если съемку людей производят на фоне больших световых проемов, за которыми видна оживленная улица или пейзаж, возникают трудности, связанные с освещением. Недостаточная освещенность может привести к силуэтному характеру изображения. Особенно трудно пересветить небо. В подобных случаях можно попытаться использовать оттененный светофильтр или выбрать время, когда освещенность за окном снизится до необходимого уровня.

Рис. 19. Съемка в натурном интерьере с использованием рисующего солнечного света

При съемке крупных и средних планов следует добиваться одинаковой освещенности первопланового объекта и фона. При съемке же общих планов достаточно снизить контраст, созданный естественным и искусственным освещением.

Какое освещение включать в первую очередь? Этот вопрос каждый оператор решает для себя сам. Если заполняющий свет не используется, а вместо него применяется выравнивающий свет, есть смысл вначале включать приборы рисующего света, добиваясь необходимой освещенности подключением дополнительных прожекторов и меняя их расположение.

При работе с заполняющим светом рекомендуется включить первыми именно эти приборы, установив уровень освещенности, обеспечивающий нормальную экспозицию при диафрагме 1:2,8, а затем включать остальные приборы. Конечно, уровень освещенности можно было бы устанавливать и при большем раскрытии диафрагмы, но при этом значительно уменьшится глубина резко изображаемого пространства, что может оказаться неприемлемым.

После включения приборов рисующего света подбирают мощность и месторасположение приборов для подсветки теней. Эти приборы устанавливают невысоко от пола, а иногда держат в руках. Затем включают приборы фонового света и, определив экспозицию, включают кон-тровой свет.

При съемке крупного плана-портрета рекомендуется подсветить глаза маломощным прибором направленного действия, например карманным фонарем с узким лучом. Возникающий бличок придает глазам блеск, оживляет лицо, делает его более одухотворенным.

Иногда бывает необходимо эффектное освещение. Так, если снимают крупный план человека, работающего, например, в сборочно-сварочном цехе, уместно создать на его лице блики от работающих за кадром сварочных постов. Достигается это несколькими подряд зажиганиями дуги ручным электродом. Такие блики, а также сварочные вспышки на дальнем плане хорошо передают атмосферу труда в цехе.

Определенные трудности создает съемка торжественных собраний, особенно если ее производят в помещениях без световых проемов, например в кинозалах. Такая съемка требует сравнительно большого количества осветительных приборов, основную часть которых располагают вдоль бокового прохода. Лучи их направляют в сторону сцены по диагонали, параллельно друг другу. Два-три прибора освещают сцену из-за кулис и один — спереди и сбоку освещает докладчика на трибуне. (Не следует бояться, что какой-то прибор попадет в кадр.)

Осветители должны внимательно следить за командами оператора и по его знаку уменьшать напряжение на приборах (при наличии автотрансформаторов или дополнительных сопротивлений) или выключать их. Делается это не только ради экономии электроэнергии, но и чтобы без необходимости не ослеплять выступающих .

Реклама