загрузка...

 

загрузка...
Фильтры фотографий     |     Светофильтры и резкость изображения

Влияние светофильтров на контрастность изображения при натурной съемке

На передачу светотени объекта, контрастность его изображения большое влияние оказывает выбор светофильтров.

Светотень возникает в результате двойственного характера освещения земной поверхности: направленным светом солнца и рассеянным светом неба. В зависимости от положения солнца наземные предметы освещаются им с какой-либо одной стороны. На противоположную, теневую сторону этот свет не попадает. Если бы не существовало воздушной оболочки земли, то теневая сторона находилась бы в полной темноте. Однако в земных условиях теневая сторона предметов освещается рассеянным светом неба и частично светом, многократно отраженным от поверхностей окружающих предметов.

Рассеянный свет неба освещает земную поверхность со всех сторон, в том числе и сторону, освещенную солнцем. В результате световая сторона освещается смешанным, суммарным светом солнца и неба, образующим дневной (белый) свет, а теневая — только светом неба.

  к теневой, освещенной только небом, и определяет контраст освещенности, или контраст светотени:

Контраст светотени не постоянен. Он изменяется в зависимости от высоты солнца, причем для горизонтальных и вертикальных плоскостей по-разному, положения поверхностей по отношению к направлению солнечных лучей, облачности, от прозрачности атмосферы.

Применение цветных светофильтров требует большой осторожности. Желтые, оранжевые, красные светофильтры при безоблачном небе усиливают контраст светотени, и без того подчас излишне высокий. Объясняется это тем, что кратность светофильтров для теневых мест объекта намного выше кратности для участков, освещенных солнцем. Поглощая в большей или меньшей степени или даже полностью сине-фиолетовое излучение неба, светофильтры тем самым ослабляют или снимают с теневых мест подсветку небом.

Разница в кратности светофильтров для теневых и световых мест объекта съемки растет с увеличением плотности желтых фильтров, при использовании оранжевых и, особенно, красных фильтров. В результате теневые участки могут быть переданы в изображении более темными, чем они выглядят в натуре.

При съемке открытого пейзажа в ранние утренние и поздние вечерние часы, при высоте солнца до 15—20°, когда контраст светотени на горизонтальной поверхности невелик, возникает опасность получения малоконтрастного, серого изображения. Применение желтого светофильтра в этом случае вполне оправданно. Наряду с усилением контраста светофильтр способствует улучшению передачи неба.

При дальнейшем подъеме солнца до высоты 45—50° на широте Киева (от 7.00 до 10.00 и от 15.00 до 17.00местного времени) контраст светотени повышается и хорошие результаты передачи светотени будут получены и без светофильтров. С приближением солнца к зениту, в полуденные часы, когда освещенность светов в 6—7 раз и больше превышает освещенность теней, контраст светотени на горизонтальной поверхности достигает наибольшей величины, тени становятся глубокими, резкими, в них на просматриваются детали. Снимок выглядит неестественно контрастным, жестким.

Для улучшения передачи светотени при съемке в это время необходимо смягчить контраст — воспользоваться заведомо мягким негативным материалом, голубым (синим) светофильтром. Прозрачный для излучения неба голубой светофильтр ослабляет освещенность светов и таким образом смягчает контраст светотени, особенно при съемке узких улиц, ущелий, когда теневые части объекта съемки слабо подсвечиваются небом, большая часть которого перекрыта высокими домами, деревьями и т. п.

В стремлении смягчить контраст светотени с помощью голубого (синего) светофильтра не следует забывать, что при его применении голубое (синее) небо в изображении передается однотонной белой поверхностью, даже если на нем и просматриваются облака. Это разрушает тональность изображения, подавляет ее наземную часть, ухудшает выразительность снимка в целом. Поэтому снижать яркость неба предпочитают ценой некоторого усиления светофильтром контраста светотени. При этом часто пренебрегают возможностью использовать оттененный (наполовину цветной, наполовину прозрачный) или двухцветный светофильтр и тем самым получить более правильную цветопередачу и передачу неба без заметного усиления контраста светотени.

Контраст светотени, цветной контраст значительно снижается под влиянием атмосферной дымки. Чем дальше находится объект съемки и чем менее прозрачна атмосфера, тем сильнее действие дымки. Желтые, оранжевые и красные светофильтры позволяют не только ослабить действие дымки, но и полностью ее уничтожить, тем самым усилив контраст светотени на удаленных объектах и их отчетливость. Однако при полном или даже сильном ослаблении действия дымки, когда контраст светотени и цветовой контраст удаленных объектов настолько усиливается, что они становятся резкими и начинают как бы выступать вперед, теряется ощущение пространственности глубины, изображение становится плоским. Чтобы избежать этого и правильно передать дымку, необходим точный выбор светофильтра. В большинстве случаев наиболее подходит желтый и желто-зеленый, плотность которых подбирается в зависимости от интенсивности дымки и поставленной задачи.

При повышенной влажности воздуха воздушная дымка приобретает явно белесоватый характер, контраст светотени еще более снижается, действие светофильтра ослабевает.

При необходимости усилить влияние воздушной дымки прибегают к голубому (синему) светофильтру.

При съемке в лесу или в горах приходится считаться с повышением контраста светотени. В лесу, куда солнечный свет с трудом пробивается, а свет неба почти не ощущается, наблюдается контраст светотени в виде светлых и темных пятен. При этом тени в лесу освещаются преимущественно солнечным светом, отраженным от листвы, т. е. зеленым светом. В этом случае действие светофильтра почти не сказывается на передаче зелени, цветопередаче и контрасте изображения. Оттенки зеленого цвета вызывают лишь слабые тональные различия. Поэтому в лесу в большинстве случаев нет необходимости применять светофильтр.

В горах, и чем выше, тем в большей степени, уменьшаются запыленность и влажность воздуха, небо темнеет. А это влечет за собой повышение контраста светотени объекта. Применение желтого фильтра, даже не очень плотного, может вызвать чрезмерный контраст светотени и неоправданное потемнение неба.

При съемке зимнего пейзажа контраст светотени ниже, чем при съемке летнего. Причиной этого является большая отражательная способность снега по всему спектру. Отраженный от снежного покрова свет рассеивается в атмосфере и способствует усилению освещенности теней. При съемке без желтого светофильтра контраст между светами, т. е. снежной поверхностью, освещенной солнцем, и тенями на ней, окрашенными излучением неба в голубой (синий) цвет, в изображении может исчезнуть. Но для его сохранения не следует прибегать к плотному желтому фильтру, тем более к оранжевому, чтобы не получить грубую преувеличенную передачу светотени. При съемке против света ощутимо снижается контраст светотени на вертикальных объектах — их теневая сторона довольно сильно освещается светом неба и солнечным светом, отраженным от снегового покрова, покрывающего землю.

Как видим, контраст светотени изменяется в зависимости от многих факторов, иногда трудно учитываемых.

Измерение с помощью экспонометра освещенности световых и теневых сторон, горизонтальных и вертикальных поверхностей предметов значительно облегчает определение контраста светотени в снимаемом объекте и выбор светофильтра.

Реклама