загрузка...

 

загрузка...
Фильтры фотографий     |     Цветные светофильтры и их избирательное действие

Цветочувствительность черно-белых и цветных материалов

Вызвать у зрителя ощущение яркости и цветности снимаемого объекта при черно-белой съемке и передать цвета возможно ближе к натуральным при цветной съемке — такую задачу приходится решать в большинстве случаев

съемки.

Представление о цветочувствительности негативных материалов и о передаче ими при дневном свете цветов можно получить путем съемки ступенчатой цветной таблицы Орво (рис. 11). На этой таблице цветным полосам —красной, желтой, зеленой И синей — противостоят шкалы серых полей. Рядом с желтой полосой — 10 полей, рядом с другими — по 7 полей. Для каждого цвета можно подобрать серый тон, который вызывает то же ощущение яркости, что

Черно-белая съемка осложняется тем, что общий видимый контраст, в котором суммирован контраст яркости, цветового тона и насыщенности, в изображении выражен только через контраст яркости. Цвета предмета, его света и тени передаются в зависимости от цветочувствительности пленки и спектрального состава источника света разными ступенями почернений, т. е., в конечном счете, серыми полями позитива, по которым и судят об их яркости. Яркости серых полей позитива должны соответствовать зрительной яркости цветов.

О цветочувствительности негативного цветного материала дает представление его спектральная и эффективная чувствительность. Три светочувствительных слоя цветной пленки имеют разную эффективную светочувствительность.

и соседняя цветная полоса. Серое поле такой яркости обозначено через 100%. Цифры возле других полей также обозначают их яркость в процентах.

С помощью этой таблицы на негативе легко находится серое поле с таким же почернением, как цветная полоса. На рис. 12 серое поле, яркость которого соответствует красной полосе, обозначено числом 20, с зеленой полосой — 60, с синей — 140. Для желтой полосы поле соответствующей яркости лежит между цифрами 50 и 60 (примерно 55). Это означает, что красный цвет в позитиве будет передан в 5 раз, зеленый — в 1,5 раза, желтый — примерно в 2 раза темнее, а синий — в 1,4 раза светлее по сравнению со зрительной светлотой этих цветов. Если число меньше 100, то соответствующие цвета на фотографии— те мные, а если больше 100 — светлые. И только когда поле, обозначенное цифрой 100, совпадает по почернению с цветовой полосой, цвет передается тонально правильно.

Следует принять во внимание, что точность получаемых результатов зависит и от уровня избирательного отражения, чистоты красок, применяемых при изготовлении таблицы, и от того, насколько они близки к цветам объекта съемки.

Поскольку при свете ламп накаливания яркость цветных полос не соответствует серому полю, обозначаемому через цифру 100, полученные при свете ламп накаливания числа нуждаются в коррекции. Поэтому найденные значения серых полей делятся для красного цвета на 1,25, же л - . того — на 1,03, зеленого — на 0,91 и для .синего— на 0,83.

Черно-белый негативный материал не обладает возможностями цветной пленки при передаче цветов объекта. В однотонном черно-белом изображении, в котором яркость и цветность предметов передаются только серыми, ахроматическими тонами, нелегко увидеть объект съемки в цвете. Снятый на черно-белой пленке цветной объект часто не отвечает привычному зрительному восприятию.

Все негативные материалы обладают наиболее высокой чувствительностью к синим и фиолетовым (ультрафиолетовым) цветам, нередко превосходящей чувствительность к зеленым и красным, вызванную сенсибилизацией, в несколько раз.

Негативный материал, чувствительный сначала к желто-зеленым, а затем к красным и инфракрасным цветам, появился после того, как было открыто свойство некоторых органических красителей (так называемых оптических сенсибилизаторов) при добавлении их в эмульсию делать ее чувствительной ко всей видимой и даже, частично, невидимой части спектра.

Несенсибилизированный материал, например фототехнический ФТ-10, ФТ-20, ФТ-30, чувствителен к ультрафиолетовым, фиолетовым, синим и голубым лучам с длиной волны около 500 нм. Он предназначен главным образом для научных и технических съемок, репродукций штриховых и полутоновых оригиналов. Такой же чувствительностью обладают позитивная пленка, микрат-позитив , диапозитивные пластинки и пленки, фотобумага.

Негативный материал, обладающий чувствительностью несенсибилизированного материала и чувствительностью к желто-зеленым лучам, называется ортохроматическим.

В области зеленых лучей (500 нм) его чувствительность заметно понижается. К ортохроматическим материалам относятся, например, ФТ-11, ФТ-31, пленка Микрат-200 и Микрат-300.

Почти такой же чувствительностью обладает изоорто-хроматический материал, но без снижения чувствительности в области зеленых лучей.

Панхроматический материал чувствителен ко всему видимому спектру с границей сенсибилизации 680—730 нм, но несколько неровной: пониженной в зеленой части спектра (490—540 нм) и повышенной в красной. К этому виду относятся фотопленки Фото-250, КН-4 (ВЧ), Пан-хром-10 и др. У них повышенная чувствительность к красным лучам с границей сенсибилизации около 700 нм.

Съемка на панхроматическом материале при свете ламп накаливания позволяет наиболее полно использовать излучение ламп. Чувствительность фотопленки Фото-250, например, при этом свете повышается почти в 1,5 раза (до 350 ед. ГОСТ) по сравнению с чувствительностью при дневном свете. При этом тонально правильно передаются синие и фиолетовые цвета, но красные — очень светлыми .

При портретной съемке на панхроматической пленке исчезают такие дефекты кожи, как веснушки, не ощущается краснота носа. Бледнее естественного света, излишне светлыми передаются розовые оттенки кожи, краснота губ. Красные флаги, скатерти передаются неправдоподобно светлыми .

Наиболее универсальным является изопанхроматиче-ский (ортопанхроматический ) материал, например пленки ФТ-12, ФТ-22, ФТ-32, с границей сенсибилизации такой же, как у панхроматического материала, но с выравненной (повышенной) чувствительностью к зеленым и несколько пониженной, для более правильной передачи, к красным лучам. Изопанхроматическая пленка облегчает съемку зелени, передачу ее оттенков.

Изохроматический материал по своей цветочувствительности отличается от изопанхроматического несколько меньшей широтой сенсибилизации, которая заканчивается в области светло-красных излучений с длиной волны 620— 630 нм. К темно-красным лучам материал не сенсибилизирован. Пониженная чувствительность изохроматической пленки к красным лучам способствует получению лучших результатов при портретной съемке.

К изохроматическому материалу общего назначения относятся фотопленки Фото-32, Фото-65, Фото-130, КН-1, КН-2, КН-3. При свете ламп накаливания их чувствительность снижается примерно в 1,5 раза. Общая чувствительность при дневном свете и свете ламп накаливания и эффективная чувствительность наиболее часто применяемых черно-белых материалов приведены в табл. 8.

Инфрахроматические материалы обладают кроме присущей всем фотографическим эмульсиям чувствительности к сине-фиолетовой области спектра чувствительностью к крайним красным и инфракрасным лучам, непосредственно примыкающим к видимым, в пределах 630—1200 им. Для специальных научных целей используются и более длинноволновые инфракрасные лучи с границей 1350 нм.

В настоящее время выпускаются пленки Инфрахром-760 с областью сенсибилизации 630—800 нм и максимумом сенсибилизации 760 нм, Инфрахром-880 с максимумом сенсибилизации 880 нм и дальней гр аницей сенсибилизации 920 нм, Инфрахром-920 с максимумом сенсибилизации 920 нм и дальней границей 980 нм, а также комплект инфрахроматических пленок И-810-2 с областью сенсибилизации 650—850 нм и максимумом сенсибилизации 810 нм, И-920-2 с областью сенсибилизации 700—1000 нм и максимумом 920 нм, И-1030-2 с областью сенсибилизации 800—1100 нм и максимумом 1030 нм и И-1070-2 с областью сенсибилизации 800—1150 нм и максимумом 1070 нм.

Данный комплект охватывает большую область сенсибилизации и имеет лучшие сенситометрические характеристики по сравнению с пленками Инфрахром .

Чувствительность инфракрасных материалов, определенная с помощью соответствующего красного или инфракрасного светофильтра, по мере сдвига сенсибилизации в сторону более длинноволновых лучей, т. е. при исключении собственной чувствительности фотографической эмульсии, стремительно падает. Например, чувствительности пленок Инфрахром-760, Инфра-хром-800 и Инфрахром-920 относятся, примерно, как 1: 10 : 100.

Чувствительность инфрахро-матических пленок в ед. ГОСТ устанавливают с помощью красного светофильтра КС-14. Однако эти данные весьма приближенные , завышенные по сравнению с действительной чувствительностью, и на них вряд ли можно ориентироваться при определении экспозиции.

Для пейзажной съемки, съемки в темноте чаще используются пленки Инфрахром-760 и И-810. Эти пленки дольше сохраняются (около 5—6 месяцев), чем те, у которых максимум чувствительности сдвинут дальше в сторону более длинноволновых лучей. Наиболее подходящие условия хранения — в холодильнике при максимально низкой температуре в герметической упаковке, непроницаемой для влаги.

На рис. 13 показана спектральная чувствительность при дневном свете и свете ламп накаливания различных фотоматериалов. Как видим, сенсибилизация негативного материала позволила значительно расширить область его спектральной чувствительности, но идеальная чувствительность все же не была достигнута. Область излучений с длиной волны 400—500 нм по чувствительности превосходит остальные области спектра и передается на фотоматериале намного светлее остальных цветов. Некоторые негативные материалы передают красный цвет с завышенной яркостью, а зеленый — с пониженной или красный и зеленый передают почти одинаковым серым тоном.

Цветной негативный материал существенно отличается от черно-белого П ри его изготовлении учитываются психофизиологические особенности восприятия нашим зрением цветов и особенности физической передачи цветов цветной пленкой, а также большая разница в спектральном составе дневного света и света ламп накаливания.

При съемке в дневное время необходимым условием неискаженной передачи цветов объекта съемки является белый свет. Отклонение от белого света, т. е. избыток в спектре лучей одного цвета, превращает освещение в цветное. А это требует соответствующего изменения чувствительности определенных слоев, чтобы, в конечном счете, свет оказался для пленки белым. В противном случае возникают искажения цветопередачи.

Изготовление цветных пленок, чувствительность слоев которых была бы согласована, сбалансирована со спектральным составом всевозможных источников света, не представляет больших трудностей. Балансируют чувствительность слоев цветной пленки с двумя наиболее употребительными источниками света: дневным (белым) и светом ламп накаливания.

Излучения в трех областях спектра белого света с цветовой температурой до 5000—6000К почти равномерны по всему спектру. Почти одинаковой должна быть и чувствительность всех трех слоев цветной пленки, предназначенной для съемки при дневном свете с цветовой температурой 5500—6000 К.

Спектральный состав ламп накаливания с цветовой температурой 3200—3400К , при которых обычно снимают в помещении, характеризуется преобладанием желто-красных лучей и низким содержанием сине-фиолетовых. Поэтому слабая интенсивность излучения сине-фиолетовых лучей лампами накаливания компенсируется более высокой (по сравнению с зелен о- и красиочувствительным слоем) чувствительностью верхнего синечувствительного слоя. Для пленки с таким распределением чувствительности слоев свет лампы накаливания оказывается белым, и цвета передаются без искажения, как при дневном свете.

На рис. 14 показаны сравнительные диаграммы спектральных составов дневного света (а), света ламп накаливания (б) и спектральные чувствительности слоев цветных пленок для дневного света и света ламп накаливания.

Такое согласование чувствительности слоев цветной пленки со спектральным составом источника света, его цветовой температурой называется цветовым балансом, а освещение, которое для данного типа пленки является белым,— балансным.

Цветовой баланс зависит не только от чувствительности слоев цветной пленки, но и от применения соответствующих светофильтров, если цветовая температура источника света отклоняется от балансной.

Наша промышленность выпускает два типа пленок: негативные и обращаемые. Один из них сбалансирован к дневному свету (ДС) с цветовой температурой 5600К , другой — к свету ламп накаливания (ЛН) с цветовой температурой 3200 К. Для съемки при дневном свете выпускаются негативные пленки Фото ЦНД-32, ДС-4 со светочувствительностью 45 ед. ГОСТ и обращаемые ЦО-22Д, ЦО-32Д; для съемки при свете ламп накаливания — негативные пленки ЦНЛ-32, ЦНЛ-65 и обращаемые ЦО-90Л и ЦО-180Л. В названиях цветных пленок буква Ц означает, что пленка цветная, Н — негативная, О — обращаемая. Д — для дневного света, Л—для света ламп накаливания. Цифрами обозначена чувствительность по ГОСТ.

Цветные обращаемые пленки фирмы Орво (ГДР) Орвохром UT-15, Орвохром UT-16, Орвох-ром UT-18 сбалансированы на цветовую температуру дневного света 5600К , пленка Орвохром UK-17 сбалансирована для съемки при свете ламп накаливания. В названиях этих пленок буква U означает, что пленка обращаемая, Т — дневной свет, К — искусственный свет. Цифрами обозначена чувствительность в системе DIN.

Реклама