загрузка...

 

загрузка...
Фонограмма     |     Основные параметры электропроигрывающих устройств

Перезапись магнитных фонограмм

Все виды искажений, имеющиеся в первичной фонограмме, при перезаписи дополняются новыми искажениями. Поэтому не рекомендуется для перезаписи использовать магнитофоны со значительной детонацией, с изношенными магнитными головками, с большим уровнем фона и шумов и т. п.

Для получения высокого качества копий первичных фонограмм необходимо проверить соответствие основных параметров каждого магнитофона номинальным. Для проверки желательно иметь магнитные измерительные ленты типа ЛИЛ (лента измерительная лабораторная), содержащие специальные записи (ГОСТ 19786-74).

Измерительные ленты состоят из четырех частей. Часть У применяется для измерения параметров канала воспроизведения и уровня записи. Она содержит сигнал частотой 400 Гц с уровнем записи 256 нВб /м. Часть Ч служит для проверки частотной характеристики канала воспроизведения и содержит сигналы ряда частот со стандартным уровнем записи. При воспроизведении этой записи выходное напряжение у правильно настроенного магнитофона должно быть на всех частотах постоянно. Часть Д предназначена для измерения коэффициента детонации. Эта часть содержит сигнал частотой 3150 Гц. Часть Н применяется для контроля угла перекоса рабочих зазоров, магнитных головок. Она представляет собой двухдорожечную запись с различными углами сдвига между сигналами на обеих дорожках

Измерительные ленты (однодорожечные, четырехдорожечные и стереофонические двухдорожечные) выпускают на все стандартные скорости.

Перед проверкой и перезаписью желательно размагнитить лентопротяжный механизм магнитофона. Намагниченность деталей лентопротяжного механизма (направляющих стоек, магнитных головок и др.) возникает при движении магнитной ленты и приводит к появлению дополнительных шумов и сужению динамического диапазона как при воспроизведении, так и при записи.

Для размагничивания используют специальный дроссель. Сняв предварительно защитный экран с головок, дроссель включают в сеть на расстоянии 1—1,5 м от магнитофона. Плавными круговыми движениями дроссель перемещают вдоль тракта движения ленты, не касаясь непосредственно металлических деталей. Размагничивание ведут 20—30 с, а затем дроссель плавно удаляют и выключают. Во время этой операции магнитную ленту следует убрать подальше от магнитофона.

Дроссель для размагничивания имеет следующие данные: сердечник с незамкнутыми пластинами Ш25 набирается толщиной 40 мм с четырьмя-пятью картонными прокладками толщиной 1 мм, обмотка имеет две секции по 1000 витков, намотанные проводом ПЭЛ-0,47 и соединенные последовательно (на 220 В) или параллельно (на 127 В).

Проверку магнитофона следует начать с измерения скорости движения ленты. Как указывалось выше, ГОСТ 12392-71 допускает отклонение скорости магнитной ленты от номинального значения для всех классов магнитофонов не более ±2%. При воспроизведении фонограммы такое отклонение скорости на слух незаметно. Однако при перезаписи может возникнуть случай, когда фонограмма, записанная с номинальной скоростью, воспроизводится и записывается на магнитофонах, у которых допустимые отклонения скорости имеют разные знаки. В этом случае суммарное отклонение может превысить допустимое значение, поэтому при воспроизведении перезаписанной фонограммы будет наблюдаться заметное на слух изменение тональности звучания музыкального произведения.

К сожалению, простых методов борьбы с такими искажениями не существует, поэтому следует уделить внимание подбору магнитофонов с наименьшими отклонениями средней скорости ленты от номинального значения. По этой же причине желательно для перезаписи использовать магнитофон, на котором записывалась первичная фонограмма. Это позволит избежать дополнительного отклонения скорости магнитной ленты.

Существует несколько способов проверки средней скорости магнитной ленты. В любительских условиях скорость ленты можно с достаточной точностью проверить измерением времени прохождения отрезка ленты известной длины по головкам магнитофона. Длину отрезка ленты рекомендуется брать 19,05 м для скорости 19,05 см/с, 9,53 м — для скорости 9,53 см/с и 4,76 м — для скорости 4,76 см/с.

При этих длинах номинальное время прохождения отрезка ленты относительно выбранной точки магнитофона равно 100 с. Разность времен номинального и измеренного будет представлять отклонение скорости ленты испытуемого магнитофона от номинальной скорости, выраженное в процентах. Например, если секундомер при прохождении отрезка ленты покажет время, равное 101 с, то отклонение скорости будет составлять—1%, г если измеренное время составит 99 с, то отклонение скорости будет +1 %. Определение прохождения начала и конца измеренного отрезка ленты осуществляется визуально при помощи цветных ракордов или на слух при помощи вклейки в начале и в конце отрезка ленты длиной 3—10 см с записью звукового сигнала.

Длину ленты измеряют масштабной линейкой. Время прохождения измеренного отрезка ленты отсчитывают секундомером. Отклонение от номинальной скорости определяют на измеренном отрезке ленты, вклеенном в начале полной катушки, при верхнем пределе напряжения электропитания, а затем на отрезке ленты, вклеенном в конце полной катушки, при нижнем пределе напряжения электропитания. Допускается отклонение времени прохождения этого отрезка в пределах 100±2 с.

По нормам на бытовые магнитофоны допускается коэффициент детонации 0,1—0,5%. Однако цифры, приводимые в паспорте магнитофона, выпущенного в продажу, не всегда соответствуют реальным данным, так как при эксплуатации детали изнашиваются и детонация возрастает. Измерение коэффициента детонации можно осуществить лишь в специализированных мастерских с помощью детонометра и соответствующей измерительной ленты.

При таком прослушивании трудно обнаружить детонацию даже при значительной паразитной частотной модуляции.

При отсутствии требуемой измерительной ленты сигнал частотой 3150 Гц можно самостоятельно записать, используя звуковой генератор. Эту запись желательно производить на отлаженном студийном магнитофоне, у которого коэффициент детонации по нормам значительно меньше, чем у бытовых магнитофонов (однодорожечная запись сигнала 3150 Гц по всей ширине 6,25 мм магнитной ленты может использоваться для проверки двух- и четырехдорожечных магнитофонов).

При известной тренировке можно не только определить наличие плавания звука, но и оценить коэффициент детонации на слух, порог слышимости которого составляет около 0,15%. Следует сказать, что в домашних условиях самым употребительным способом субъективной оценки детонации является прослушивание фонограммы с записью медленных аккордов фортепианной музыки. Магнитофон, успешно прошедший такое испытание, не будет искажать любую другую программу. Есть еще одна причина, побуждающая для воспроизведения первичной фонограммы использовать магнитофон, на котором она записывалась. Дело в том, что в этом случае можно не опасаться дополнительных искажений, вызванных перекосом рабочих зазоров магнитных головок.

В соответствии с ГОСТ 12392-71 рабочие зазоры головок записи и воспроизведения магнитофона должны быть установлены с погрешностью не более ±5 для двухдорожечной и ±8 для четырех-дорожечной записи. Если предположить, что фонограмма записана на магнитофоне, в котором рабочий зазор записывающей (универсальной) головки наклонен на угол 5 в одну сторону, а воспроизводится она на магнитофоне, в котором рабочий зазор воспроизводящей (универсальной) головки наклонен на тот же угол, но в другую сторону, то высшие звуковые частоты при воспроизведении будут значительно ослаблены. На частоте 12 500 Гц это ослабление составит около 6 дБ. Поэтому, если при перезаписи фонограмма воспроизводится не на том магнитофоне, на котором она была записана, то следует проверить правильность установки рабочего зазора воспроизводящей (универсальной) головки. В любительских условиях это можно сделать только на слух при воспроизведении измерительной ленты части Н, включающей запись сигналов высокой частоты (10 000 Гц) или музыкальной фонограммы промышленного изготовления, содержащей большое количество высших звуковых частот. Для установки рабочего зазора эти записи поочередно воспроизводят на обоих магнитофонах, используемых для перезаписи. Регулировку положения рабочих зазоров головок можно рекомендовать только опытным радиолюбителям.

Первичную фонограмму желательно воспроизводить на магнитофоне I класса, имеющем высокие качественные параметры. Это позволит также использовать для перезаписи фонограммы, записанные на любой скорости, и устанавливать катушки с максимальным диаметром (катушка № 18).

При длительной работе на отдельные узлы и детали магнитофона оседает ферромагнитный порошок ленты (например, на магнитные головки, узел ведущего вала и т. д.), что ухудшает качество воспроизведения и записи. Поэтому перед перезаписью следует осторожно удалить порошок тампоном, смоченным в спирте, при этом необходимо помнить, что прикосновение к магнитным головкам металлических намагниченных предметов недопустимо.

Для перезаписи желательно иметь первичную фонограмму или, в крайнем случае, первую или вторую копию. Получить записи удовлетворительного качества в последующих копиях практически невозможно, так как при каждой перезаписи в копию неизбежно вносятся искажения ухудшающие качество звучания.

Как показали исследования, уровень шумов в первой копии, а также в каждой последующей будет возрастать примерно на 3 дБ в каждой копии. Так, например, если перезапись велась на магнитофонах II класса, имеющих относительный уровень помех в канале запись — воспроизведение — 45 дБ (при двухдорожечной записи), то в третьей копии первичной фонограммы отношение сигнал/шум будет равно 36—38 дБ. При многократном последовательном копировании возрастают нелинейные искажения, повышается коэффициент детонации и сокращается полоса частот, особенно в высокочастотной области.

Следует сказать, что многократное проигрывание фонограммы, предназначенной для перезаписи, может значительно ухудшить ее в результате износа магнитного слоя и вытягивания ленты, а также намагниченности ее внешними магнитными полями, создающими дополнительный шум, и других причин.

Магнитофон, предназначенный для записи, желательно проверить на качество стирания. Согласно норме относительный уровень стирания в магнитофонах всех классов должен быть не хуже —65 дБ. Уровень стирания соответствует норме, когда сигналы, записанные на ленте с максимальным уровнем записи, после стирания и воспроизведения с максимальной громкостью не будут прослушиваться в тихой комнате на расстоянии 1 м от магнитофона.

В заключение следует проверить показания индикатора уровня записи магнитофона. В инструкции по эксплуатации магнитофона обычно указывают показания индикатора, соответствующие максимально допустимому уровню записи. Однако при заводской регулировке калибровку индикатора делают с точностью ±2 дБ. Поэтому, прежде чем вести перезапись, надо проверить показания индикатора и в дальнейшем учитывать полученную поправку.

Проще всего это сделать, записывая несколько раз наиболее громкое место музыкальной грампластинки. Скачала пробную запись выполняют с уровнем, несколько меньшим максимально допустимого, затем равным ему и, наконец, несколько большим. Далее записи воспроизводят и определяют на слух, какая из них звучит наиболее верно и без заметных искажений. Если с первого раза сделать хорошую запись не удастся или разница в звучании отрывков мало заметна на слух, запись следует повторить, но при больших отклонениях уровня записи от максимально допустимого. Показания индикатора уровня записи, соответствующие наиболее громкому неискаженному звучанию, следует запомнить и в дальнейшем всегда ориентироваться на них. Однако установленные показания индикатора справедливы только для ленты того типа, на которой производилась запись. Используя другие типы ленты, необходимо отдельно определить показания индикатора, соответствующие максимально допустимому уровню записи. Некоторые отечественные магнитофоны могут работать на лентах двух типов, для чего они имеют соответствующий переключатель, При перезаписи магнитофоны следует располагать на небольшом расстоянии, удобном для управления. Коммутацию рекомендуется выполнять стандартным соединительным шнуром, входящим в комплект одного из магнитофонов, при этом линейный выход магнитофона, служащего для воспроизведения первичной фонограммы, соединяют со входом Звукосниматель магнитофона, используемого для записи. Использование линейного выхода позволяет получить запись с наименьшими нелинейными искажениями и относительно низким уровнем помех независимо от выходного напряжения усилителя мощности. При отсутствии стандартного соединительного шнура его можно изготовить из экранированного кабеля длиной не более 2 м, припаяв стандартные штепсельные вилки. Распайку соединительных вилок нужно выполнить согласно схеме соединений для подключения звукоснимателя.

Подготовка к перезаписи сводится к установке максимального уровня записи по индикатору уровня. Для этого на магнитофоне, предназначенном для воспроизведения, устанавливают часть У измерительной ленты на соответствующую скорость и с линейного выхода подают сигнал на вход второго магнитофона. С помощью регулятора уровня по индикатору устанавливают максимально допустимый уровень записи так, чтобы в электронно-световом индикаторе темный сектор имел ширину не более 1 мм, а в стрелочных приборах стрелка установилась на границе между цветными секторами. Если измерительная лента отсутствует, то следует предварительно прослушать фонограмму, которую предполагают перезаписать. В местах наиболее громкого звучания ручку регулятора уровня второго магнитофона следует установить в положение, соответствующее 100%-ному показанию индикатора.

В магнитофонах старого типа применяются универсальные усилители, в которых регулирование уровня записи и громкости воспроизведения осуществляется одним переменным резистором. От положения движка этого резистора зависят напряжение звукового сигнала на линейном выходе и качество записи. При малом напряжении на выходе может уменьшится динамический диапазон перезаписанной фонограммы, так как тихие звуки будут перекрыты шумами. При слишком большом напряжении увеличатся нелинейные искажения. Учитывая сказанное, ручку регулятора громкости в магнитофоне, работающем в режиме воспроизведения, следует устанавливать в среднее положение, которое соответствует примерно среднему положению регулятора записи, поскольку напряжение на линейном выходе и чувствительность со входа для подключения звукоснимателя отличаются незначительно. Более точно положение регуляторов подбирают по пробным перезаписям выбранной фонограммы.

При перезаписи вначале включают лентопротяжный механизм магнитофона, предназначенного для записи копии, а затем механизм магнитофона, на котором воспроизводится первичная фонограмма. Останов движения ленты по окончании перезаписи следует производить в обратном порядке. При этом надо помнить о том, что перед выключением лентопротяжного механизма магнитофона, работающего в режиме записи, ручку его регулятора уровня необходимо вывести в положение минимального усиления, иначе при воспроизведении полученной копии будут слышны щелчки и трески, возникающие при коммутации электрических цепей магнитофона. Если же потребуется остановить движение магнитной ленты во время перезаписи, то лентопротяжный механизм следует переключить в положение Пауза.

Стремясь сэкономить магнитную ленту, многие любители оставляют слишком мало времени на паузы между отдельными записями. Исследования психологов показали, что наши ощущения несколько запаздывают по отношению к причинам, вызывающим их, и поэтому мы не всегда можем сосредоточить внимание на начале музыкального произведения. Учитывая эту особенность слухового восприятия, между соседними записями всегда надо делать паузы длительностью не менее 5—7 с.

При перезаписи нескольких программ, записанных на одной катушке ленты, необходимо в начале каждого нового произведения контролировать показания индикаторов уровня записи. Как показывает практика, отдельные записи на магнитной ленте могут иметь разные уровни, поэтому если уровень установлен по первой записи, то копия последующих записей может получиться искаженной.

Коррекцию уровня записи следует делать осторожно, плавно регулируя его только в магнитофоне, работающем в режиме записи. Такая регулировка почти незаметна на слух. Если первичная фонограмма записана с правильной модуляцией, в добавочном регулировании нет необходимости. В общем случае в процессе перезаписи регулятор уровня трогать не следует.

Имеет смысл обратить внимание на следующее обстоятельство. Экономя время, некоторые любители перезаписывают фонограммы на скорости, вдвое больше номинальной. Однако качество копий, полученных таким способом, оказывается очень низким. Причина снижения качества заключается в том, что при воспроизведении на повышенной скорости все частоты удваиваются, например частота 10 кГц превращается в частоту 20 кГц, а частота 15 кГц — в частоту 30 кГц. Эти частоты лежат за пределами рабочего диапазона большинства магнитофонов и, естественно, не воспроизводятся и не записываются ими. В результате в копиях, записанных на повышенной скорости, высшие звуковые частоты оказываются заметно ослабленными. Способ перезаписи на повышенной скорости можно использовать, только при перезаписи речевых фонограмм, если в них отсутствуют высшие звуковые частоты.

Перезапись стереофонических фонограмм. Бытовые стереофонические магнитофоны обеспечивают четырехдорожечную запись. Запись (воспроизведение) в четырехдорожечных магнитофонах производится последовательно на 1, 4, 3 и 2-ю дорожки в монофоническом режиме и на 1, 3, 4 и 2-ю дорожки в стереофоническом.

Согласно требованию ГОСТ 12392-71 в стереофонических магнитофонах относительный уровень проникания сигнала из одного стереоканала в другой при записи — воспроизведении на средних частотах должен быть не хуже —35 дБ. Перезапись стереофонической фонограммы проводят так же, как и перезапись монофонической. Контроль уровня записи ведут по двум индикаторам. Стереофонический магнитофон с раздельными усилителями записи и воспроизведения позволяет вести перезапись монофонической фонограммы с одной дорожки на другую. При этом можно одновременно подмешивать на вход канала записи сигналы от других входных источников, осуществляя комбинированную запись. Такой способ можно использовать при подготовке звукового сопровождения любительского кинофильма. Контроль перезаписываемой фонограммы можно вести с помощью головных телефонов или громкоговорителя магнитофона.

Для этого используют соединительный шнур с вилкой, в которой штырьки 3 и 5 соединены между собой (рис. 3). Следует учесть, что при такой перезаписи возникают частотные искажения, которые могут быть заметны на слух.

Реклама